Петляков Владимир Михайлович

советский авиаконструктор
Категория:
Дата рождения:
1891-06-27
Дата смерти:
1942-01-12
На фото Петляков Владимир Михайлович
Биография

Биография

Владимир Михайлович Петляков родился в селе Самбек Области Войска Донского (позже — посёлок Новошахтинского горсовета Ростовской области, ныне — в черте города Новошахтинск) в семье чиновника.

После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции он смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.

В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева. В 1925—1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) — Пе-8.

В 1937 году Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940 году за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени.

Производство самолётов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим Петляков неоднократно обращался в высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.

12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань — Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.

Похоронен В. М. Петляков на Арском кладбище в Казани.

Версии гибели

  • Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолёта, погода была морозная и ясная. Однако судя по сводке о погоде, в районе Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность.
  • Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии под председательством командира АПОН полковника Н. Г. Мурзина (из прочих подписавших акт наиболее известен профессор А. В. Чесалов, тогда и. о. начальника ЛИИ) указан «пожар на борту самолета на малой высоте».
  • Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версия, так как самолёт незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловлавливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Вышеприведённый акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолета от моторов» и констатирует, что приёмка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно.
  • Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла.
  • Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.

Известные модели самолётов

  • Высотный истребитель ВИ-100
  • Фронтовой бомбардировщик Пе-2
  • Пе-2И
  • Пе-3
  • Пе-3бис
  • Пе-4
  • Тяжёлый бомбардировщик Пе-8

Награды

  • два ордена Ленина
  • орден Красной Звезды
  • Сталинская премия первой степени (1941)

Память

  • Памятник в городе Сергаче.
  • Памятная доска на месте гибели Петлякова в поле возле деревни Мамешево Сергачского района.
  • Памятник в городе Таганроге.
  • Таганрогский авиационный колледж им. В. М. Петлякова.
  • Улица Петлякова в городе Казани