Иван Иванович Иванов

советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза
Категория:
Дата рождения:
1909-10-08
Дата смерти:
1941-06-22
Биография

Биография

Иван Иванович Иванов родился в деревне Чижово Богородского уезда Московской губернии (ныне в составе города Фрязино, Московская область) в многодетной крестьянской семье Ивана Ивановича и Евгении Ивановны Ивановых. Отец Ивана был деревенским кузнецом, мать вела домашнее хозяйство. Получив начальное образование в сельской школе в Гребнево, Иван Иванов освоил профессию кузнеца. Работал в колхозе. В конце 1930 года Иван уехал в Москву, где работал кузнецом в мастерских Московского транспортного союза.

В сентябре 1931 года призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Служил в артиллерийской части, которая дислоцировалась в поселке Солнечногорский Московской области (ныне город Солнечногорск), позже направлен по комсомольской путёвке в Пермскую авиационную школу. В марте 1933 года переведён в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов. В 1934 году, после окончания авиационной школы, Иван Иванов служил в 11-м лёгкобомбардировочном полку в Киевском военном округе. В 1935 году стал командиром звена. Летал на самолетах У-2 и Р-5. В 1939 году участвовал в Польском походе РККА. Участник Советско-финской войны 1939—1940 гг. Воевал на самолете Р-Z. Совершил 7 боевых вылетов на бомбардировку войск противника, в том числе 3 ночью. В конце 1940 года окончил курсы истребителей. Назначен заместителем командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка (14-я смешанная авиационная дивизия).

Ранним утром первого дня нападения Германии на СССР — 22 июня 1941 года, Иван Иванов вылетел с аэродрома Млынов во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к указанному аэродрому. В бою с шестью He-111 Иванов израсходовал боезапас и почти всё горючее, но несмотря ни на что пошёл на перехват прорвавшегося к аэродрому самолёта противника. Чтобы не допустить бомбометания Иванов протаранил «Хейнкель», ведомый унтер-офицером Х. Вольфейлем. Иванов отсек винтом хвост немецкого бомбардировищика. Самолёт противника упал на окраину аэродрома и взорвался, но и истребитель советского лётчика получил тяжёлые повреждения. Из-за малой высоты Иван Иванович Иванов не смог воспользоваться парашютом и погиб.

2 августа 1941 года старшему лейтенанту Ивану Ивановичу Иванову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопросы историографии

В биографии Иванова есть противоречия, причем даже в советских и российских источниках — Алексей Исаев, в книге Дубно 1941, «Величайшее танковое сражение 2 мировой войны», 2009.М. , утверждает что Иванов летал не на И-16, а на И-153 и таранил на нём, а в своей книге «АНТИСУВОРОВ: Десять мифов Второй мировой» говорит, что Иванов таранил в лоб, причем бак истребителя Иванова был полон, из-за чего два самолета загорелись и рухнули на землю.

В других источниках написано: «Старший лейтенант Иван Иванович Иванов … в 4 ч. 25 мин. 22 июня 1941 года тараном уничтожил фашистский бомбардировщик в районе Грановка — Белицк. Сам погиб». («Правда», 29 октября 1974 года).

«Герой Советского Союза Иванов И. И. совершил таран на подступах к своему аэродрому в районе г. Нестеров Львовской области». (Из архивных данных Министерства обороны СССР).

В некоторых источниках говорится, что Иванов самолет посадил, умер от потери крови на месте, умер в госпитале в Дубно, похоронен в Дубно на местном кладбище, по данным музея школы №1 г. Дубно на кладбище по улице Мирогощанской, хотя в городе никто не знает где именно. В архивных данных Министерства обороны СССР написано дата гибели Иванова И. И. 23 июня 1941 года.

Так же говорится, что Иванов таранил немецкий бомбардировщик над аэродромом Млынов, на окраину которого и упал бомбардировщик, хотя истребитель Иванова упал в 20 км от Млынова в селе Загорцы, Дубенского района, Ривненской области. Ещё написано, что Иванов упал в селе Загороща Ривненского района, Ровенской области, что 50 км от Млынова. Также написано, что Иванов упал в селе Загоща, которого вообще не существует.

Георгий Ровенский в своей книге «И. И. Иванов Герой 1 тарана Великой Отечественной войны» приводит рассказы авиаинженера Больнова А. Г. и авиатехника. Первый утверждает, что Иванов защищал аэродром Дубно, хотя по курсу Хенкелей был сначала аэродром Млынов, а потом Дубно. Причем на аэродроме Млынов находились 4 эскадрильи истребителей: две млыновские и две дубенские. Аэродром Дубно был почти пуст и закрыт на реконструкцию для базирования советских истребителей новых моделей, которую проводил НКВД силами заключенных. Вполне вероятно, что об этом знала немецкая разведка и понимала, что бомбить первоочередно. Авиаинженер наблюдал бой с севера от Дубно, а авиатехник с юга. Странность показания авиатехника в том, что он утверждает, что как раз ехал с Львова в Дубно. Если учесть что война началась в 4.15 по московскому времени, то авиатехник на автомобиле никак не мог со Львова (около 150 км от Дубно) в 4.25 оказаться возле места боя. Утверждается, что наручные часы Иванова от удара о землю остановились в 4,25, но время тарана 4,25 все таки спорное. Если по приказу немецкого командывания Хенкели пересекли границу в в 3,15 по берлинскому времени (4,15 по московскому) им чтобы оказаться возле аэродрома Млынов (120 км от границы) надо около 30—40 минут. Советских летчиков поднять по тревоге утром в воскресенье 22 июня, было проблематично, ведь многие разъехались на квартиры к семьям в Млынов, Дубно, Львов. Семья Иванова жила на квартире в Дубно, сын Иванова приезжал в Дубно в 60-х годах и нашел дом в Дубно откуда он с матерью эвакуировались в начале войны. Ещё интересно, что 4,25 только светает, так что разглядеть в утренних сумерках, бой в 10—20 км от себя всё-таки сложно, да и местность в районе Дубно — Загорцы — Млынов не ровная а холмистая.

В Германии вышла книга, о воздушных боях вначале войны в районе Дубно — Млынов. Российские исследователи приписывают аварийную посадку одного Хенкеля тарану И.Иванова, хотя в дневнике которые вели немецкие летчике, говорится о катастрофе и пожаре, а никак о таране. Исследователи почему-то решили, что в немецком языке отсутствуем слово таран и немецкие летчики никогда не видели таран, хотя первый воздушные тараны в авиации были осуществлены ещё во время первой мировой войны.

Из многих свидетельств крестьян села Загорцы известно, что в начале войны над селом немецкий самолёт сбил пулеметной очередью советский самолет. Потом на место падения самолета прибыли на автомобиле военные. Так, что его подвиг тоже больше похож на легенду, чем на факт.

На въезде в г. Дубно, что недалеко от села Загорцы, стоит памятник Иванову стрела-самолёт. Вместо самолета времен второй мировой войны И-16 или И-153, почему то установлен послевоенный реактивный МИГ-19. Объясняется это тем, что в районе Дубно продолжал базироваться возле села Прывильне до независимости Украины советский аэродром с истребителями Прикарпатского военного округа. Одному из списанных истребителей МИГ-19 в октябре 1978 года, к очередной годовщине Октябрьского переворота 1917 года в России, нашли применение в виде памятника Иванову. Ко всему, барельеф лица летчика внизу памятника, вообще не соответствует анатомическим чертам И.Иванова, скульптор тоже лепил внешний вид не по фотографиям, которые были доступны, а из своего воображения. Так что, все это скорее всего идеологический памятник советской военной авиации и Советскому Союзу, чем Иванову. Подобный памятник — реактивный самолет — истребитель МИГ, на маленьком постаменте, долгое время стоял на территории военной части в Дубно до расформирования последней в годы независимости Украины. Установлены подобные «оригинальные» памятники из списанных истребителей СССР и в других городах Западной Украины бывшего Прикарпатского военного округа. В селе Загорцы стоит памятник — огромная рука на которую падают бомбы и которая как бы защищает людей от бомбометания. Воспринимается, что немецкий бомбардировщик хотел бомбить село, но его целью был военный аэродром Млынов. Дом-памятник на родине Иванова почему-то сгорел. Так что не только подвиг Иванова, но и памятники ему оказались мифическими.

Наличие противоречий в истории с Ивановым возникло благодаря малому количеству документальных фактов. Есть только абзац в военной листовке лета 1941 года и заметка в газете «Правда» 3 августа 1941 года, в которых написано о старшем лейтенанте Иванове совершившим воздушный таран. Это малое количество фактов было компенсировано статьей, написанной в местной газете г. Дубно «Червона зірка»(теперь «Замок») в октябре 1978 года местным журналистом Петром Яковчуком ко дню открытия памятника Иванова самолёта-стрелы МИГ-19. Статью потом перепечатала на русском языке газета «Ленинское знамя» под названием «Он был первым». Как он сам позже признался, серьезного журналистского расследования не проводил, а к срочному открытию памятника свое представление о подвиге выдал за документальные факты. С тех пор его версия начала путешествие по книгах и интернет сайтах.

Интересно, что в г. Дубно прижились и живут другие советские мифы. В конце 80-х был установлен памятник — танк ИС, в честь героической танковой битвы в конце войны, когда освобождали Дубно. Правда мало, кто знает, что здесь же в начале войны 22—26 июня 1941 года, советская армия отступала и теряла свои танки имея их более 3000, в то же время когда немцы имели их около 800, причем все советские танки в каждом классе были примерно равными по калибру и броне немецким Панцер 1,2,3,4, а танки КВ даже превосходили. В битве участвовали даже новые советские Т-34.

Первый таран?

Длительное время И. Иванов считался автором первого тарана в истории Великой Отечественной, но высказываются и иные мнения.

Награды и звания

  • Медаль Золотая Звезда
  • Орден Ленина

Увековечивание памяти

  • Бюст героя во Фрязино на аллее Славы.
  • Его имя носят улицы в городах Щёлково Московской области, Запорожье, фрязинская школа № 1. В городе Дубно на вьезде установлена стела-памятник, правда стоит послевоенный реактивный самолет МИГ-19, на котором Иванов не летал, на месте падения самолёта у села Великие Загорцы — обелиск, в Щёлково — мемориальная доска.
  • Дом-музей И. И. Иванова был впоследствии открыт в г. Фрязино на месте дома, в котором летчик родился. Дом-музей представляет собой реконструкцию деревянного крестьянского дома.