Хользунов Виктор Степанович

лётчик-бомбардировщик
Категория:
Дата рождения:
1905-01-31
Дата смерти:
1939-07-27
Биография

Биография

Родился 31 января 1905 в Царицыне в семье рабочего. Русский.

Участие в Гражданской войне

В 1918 году вместе с отцом ушёл на фронт Гражданской войны и в 1919 году участвовал в обороне родного города от белогвардейцев.

В Красной Армии в 1919—1922 годах.

Мирное время

С 1922 года работал на лесопильном заводе.

Затем был секретарём волостного комсомольского комитета в станице Глазуновской.

Служба в Красной Армии

В 1925 году вновь поступает на службу в Красную Армию, став курсантом Ленинградской военно-теоретической школы лётчиков. В том же году окончил её.

После успешного окончания авиационной школы с 1925 года Виктор Хользунов работал инструктором в школе лётчиков, затем был командиром звена, отряда, эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.

В совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации

В 1928 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков.

В 1933 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского.

в 1936 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Липецке.

Был командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.

Участие в Гражданской войне в Испании

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936—1937 годах. Командовал эскадрильей бомбардировщиков.

Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, самолёт Хользунова был подбит и начал отставать. Тем не менее Хользунов сумел устранить утечку бензина, мотор снова заработал, и самолёт долетел почти до своего аэродрома.

Тихоходный и слабо вооруженный «Breguet Br.19» служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Хользунов нашёл выход. На бреющем полёте, используя гористую местность, он внезапно появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломлённый внезапностью противник не успевал даже открыть огонь.

Когда прибыли СБ, Хользунов приступил к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел создать крепкий коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью всегда водил командир. Под его руководством лётчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое уважение. Лётчики безгранично верили своему командиру.

Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере. Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил лётчиков заградительным огнём всех зенитных батарей. Совершив противозенитный манёвр, эскадрилья Хользунова вышла на боевой курс и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось несколько эшелонов. Возвращаясь на свой аэродром, лётчики ещё долго видели дым пожара.

За умелое командование авиационным подразделением, героизм и мужество, проявленные в боях, 27 июня 1937 года капитану Хользунову Виктору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Также за боевые заслуги Хользунов был награждён орденом Красного Знамени (1937).

После войны

4 июля 1937 года Хользунову было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.

С мая 1937 года отважный лётчик командовал бомбардировочной авиационной бригадой, а с ноября 1937 года — 1-й армией особого назначения — одной из трёх авиационных армий резерва Главнокомандования, являвшейся высшим оперативным объединением советских ВВС в 30-е годы, предназначавшимся для выполнения самостоятельных оперативных и стратегических задач; состоящей из управления с частями обеспечения, нескольких отдельных бригад бомбардировочной авиации, крейсерских истребительных эскадрилий и полка стратегической воздушной разведки.

Одному из первых Героев Советского Союза, В. С. Хользунову не суждено было получить знак особого отличия — Медаль «Золотая Звезда». Эта награда была учреждена Президиумом Верховного Совета СССР 16 октября 1939 года, а менее чем за три месяца до этого, 28 июля 1939 года, 34-летний комдив Хользунов В. С. погиб при проведении испытательных полётов. Самолёт, пилотируемый лётчиком-героем, взорвался в воздухе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Политическая деятельность

  • Член ВКП(б) с 1927 года
  • Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва

Награды

  • Звание Героя Советского Союза (27 июня 1937). Медаль «Золотая Звезда» не вручалась
  • Орден Ленина
  • Орден Красного Знамени (1937)
  • медали

Память

  • В Сталинграде в 1940 году, спустя год после смерти героя на набережной был установлен памятник лётчику. Во время Сталинградской битвы памятник был разрушен, но сама скульптура уцелела. После войны памятник был восстановлен в первоначальном виде на прежнем месте.
  • У здания Волгоградской морской школы ДОСААФ установлен бюст героя.
  • Переулок Хользунова в Москве;
  • Улица в Саратове;
  • Улица в Воронеже;
  • Улица в Волгограде;
  • Улица в Екатеринбурге;
  • пассажирский теплоход, курсирующий по Волге;
  • Улица в Березниках.
  • МОУ СОШ №78 им.В.Хользунова, на ул.Хользунова,33