Георгий Александрович Ботезат

румынско - русско - американский авиаконструктор, ученый, изобретатель и математик, построивший один из первых вертолётов
Категория:
Дата рождения:
1882-06-07
Дата смерти:
1940-02-01
На фото Георгий Александрович Ботезат
Биография

Биография

Происходит из старого молдавского дворянского рода. Учился в Ясском университете «Александру Ион Куза» («A.I.Cuza» Румыния), затем на механическом отделении Харьковского технологического института и в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии (в 1905—1907), где получил звание инженера-электрика. В 1908 году получил с отличием диплом инженера-технолога в ХТИ. В 1908—1909 годах учился в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911 году в Сорбонне защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана» («?tude de la stabilit? de l’a?roplane»). С 1911 года преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте. Во время первой мировой войны работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. Весной 1916 года вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства.

В 1918 году вернулся в Яшь, где начал работу над вертолетом, а потом получил контракт и эммигрировал в США. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 году Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму денег в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год. В 1922 году Ботезат построил свой четырёхвинтовой вертолёт в авиационном центре в Дейтоне, Огайо. Аппарат, имевший вес 1600 килограмм (благодаря алюминиевой раме), двигатель мощностью 170 л.с. и способный нести трёх пассажиров успешно поднялся в воздух на высоту в несколько метров и устойчиво управлялся, совершив в 1922 и 1923 годах более 100 полетов. Это был первый вертолёт американских ВВС и первый вертолёт, успешно совершивший управляемый полёт. Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным и дав приоритет работам в области автожиров. Ботезат же переключился на разработку самолетов.

Позже Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, поставлявшихся на военный флот США, и только в 1936-м году вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America». Однако особых успехов в этой области он не добился. В научном плане кроме исследований в области самолетов и вертолетов Георгий Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал таекторию полета на Луну, позже использованную при разработке проекта Апполо. Умер в 1940 году в Бостоне после операции на сердце. Похоронен в Нью-Йорке. Архив Георгия Ботезата хранится в библиотеке академии ВВС США.

Труды

  • Проблема устойчивости аэроплана.,1912;
  • Введение в механику. Спб., 1912;
  • Введение в изучение устойчивости аэропланов. СПб., 1912;
  • Описание автоматически устойчивого аэроплана системы Г.А. Ботезата. Спб., 1912;
  • Исследование явления работы лопастного винта. Пг., 1917;
  • Теория плоскорадиального лопастного винта. Пг., 1917;
  • Etude de la stabilite de l, aeroplane. Paris, 1911;
  • Fan engineering fundamentals. N.Y., 1935.