Гаврила Авдеевич Меншиков

русский кораблестроитель
Категория:
Биография

Деятельность в 1672—1702 гг

Гаврила Авдеевич Меншиков (есть и такой вариант написания его фамилии как Меньшиков) родился в 1672 г, в подмосковном селе Преображенском, где его отец служил придворным конюхом. Гаврила Авдеевич — не родственник Александра Даниловича Меньшикова, а всего лишь его однофамилец. Как и другой будущий кораблестроитель Фёдор Скляев, он четырехлетним ребенком был зачислен в «Петров полк» и с детских лет подружился с юным царевичем. В 1695 г. он как бомбардир Преображенского полка входил в 4-ю роту «каравана» первого Азовского похода, которой командовал сам царь, Гаврила Меншиков в этом походе был в должности боцмана на одном из судов, а в следующем, 1696 г. во время второго Азовского похода — боцманом на галере «Принципиум», следовавшей под командованием самого Петра.

Г. А. Меншикова царь сам лично включил в списки волонтеров при Великом посольстве, когда оно в 1697 г. отправлялось за границу. Вместе с Федосеем Скляевым, Лукьяном Верещагиным, Александром Меншиковым, Иваном Головиным, Иваном Кочетом и другими преображенцами Гаврила Меншиков неотлучно находился при Петре, работая корабельным плотником на верфи Ост-Индской компании и обучаясь там кораблестроению у мастера Герита Класа Поля.

Побывав на верфях Англии и Венеции, по возвращении из-за границы Гаврила Меншиков в числе других учеников корабельного баса Петра Михайлова работал в Воронеже на постройке кораблей в качестве подмастерья у корабельных мастеров-англичан. Вплоть до 1704 г. Гаврила Меншиков находился в Воронеже, где помогал Федосею Скляеву строить 50-пушечный «государев» корабль «Ластка», «государеву» яхту «Либе» и две большие камели для проводки на них кораблей к Азову.

Деятельность в 1703—1710 гг

Завершив эту работу, Меншиков отбыл со Скляевым в Санкт-Петербург, а затем на реку Лугу, где впервые самостоятельно стал строить скампавеи и другие суда для галерной эскадры Балтийского флота. Затем вместе с голландцем Вуотепом Вуотерсеном он строил на Сясьской верфи 28-пушечный фрегат «Иван-город», а после слияния этой верфи с Олонецкой стал строить там разные суда вместе со Скляевым и английским корабельным мастером Броуном.

В начале XVIII в. Гаврила Меншиков, хотя еще официально не был не только корабельным мастером, но даже и подмастерьем, продолжая числиться всего-навсего корабельным учеником (известно, как скупо Петр жаловал званиями даже своих любимцев!), получал жалование под стать квалифицированному мастеру — 180 рублей в год. Лишь Федосей Скляев из отечественных кораблестроителей в ту пору получал больше — 200 рублей в год (позднее он стал получать 1396 рублей в год). В 1706 г. Гаврила Меншиков работал в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, помогая Скляеву строить яхту «Надежда», а затем сам построил на Галеоной верфи опытную 22-баночную галеру, о маневренных качествах которой хорошо отозвался сам Петр.

По просьбе корабельного мастера Броуна, который строил на Новоладожской верфи первые 50-пушечные корабли для Балтийского флота «Рига» и «Выбоог», в 1708 г. к нему на помощь направили Гаврилу Меншикова как бывшего его ученика в Воронеже. Еще не было завершено строительство этих кораблей, когда Петр, отмечая старательность и сметливость Гаврилы Меншикова, произвел его в подпоручики морского флота и присвоил ему почетное звание боцмейстера. Ему было приказано, не оставляя работы с Броуном в Новой Ладоге, заложить и начать строить самостоятельно на Олонецкой верфи 50-пушечный копабль «Пернов». однотипный с броуновскими, Естественно, что последующие два года были исключительно напряженными для Меншикова. Ему пришлось постоянно разъезжать из Новой Ладоги в Лодейное поле и обратно, что при тогдашнем бездорожье было отнюдь не легким делом. Однако в 1710 г, он справился с царским заданием: сперва он вместе с Броуном спустил на воду два его корабля, а затем и свой «Пернов» на Олонецкой верфи.


Деятельность в 1711—1720 гг

Гавриле Меншикову, таким образом, выпала честь стать первым отечественным создателем многопушечного корабля Балтийского флота. Однако как корабль «Пернов», постооенный Меншиковым на Олонецкой верфи, так и оба корабля Броуна, который их строил в Новой Ладоге, еще не удовлетворяли требованиям «доброй пропорции». Они были недостаточно мореходны и имели относительно низкие маневренные качества, что было в значительной степени обусловлено особенностями месторасположения приладожских верфей.

На освободившихся стапелях Олонецкой верфи Гаврила Меншиков сразу же совместно с корабельным мастером Фёдором Салтыковым заложил две 18-пушечные шнявы «Наталья» и «Диана». По спуске на воду «Натальи» Петр сам пошел на этой шняве и дал высокую оценку ее ходовым качествам. Вслед за шнявами Меншиков построил два фрегата в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, о которых вице-адмирал Крюйс так доносил Петру своим письмом от 24 июня 1713 г.: …Два новые фрегата, что строил Гаврила Меншиков, и корабль «Штандарт» на ходу в фордевинд зело изрядны и бейдевинд ходят хорошо…" Вместе с тем Крюйс указал, что фрегаты обладают рыскливостью и, чтобы ликвидировать этот недостаток, советовал приделать им фальшкили.

Гавриле Меншикову в эти же годы доводилось многократно заменять и на Новой Ладоге, и в Лодейном поле управляющих верфями и одновременно строить на них галеры и другие малые суда.

Следующим кораблем, в постройке которого участвовал Меншиков, был 90-пушечный «государев» корабль «Лесное», заложенный царем совместно со Скляевым. После спуска его в 1718 г. на воду Гавоиле Меншикову было приказано построить в Адмиралтействе вместо погибшего корабля «Нарва» новый 64-пушечный корабль под таким же названием. Постройкой новой «Нарвы» было положено начало доброй традиции, укоренившейся в отечественном флоте и действующей по сей день, предусматривающей передачу имени выбывшего из строя корабля другому, новому.

Деятельность в 1721—1742 гг

Петр, весьма скупо дававший звания кораблестроителям, лишь в 1721 г. велел Гаврилу Меншикову «за многовременную работу, что он строил многие военные суда без мастеров, написать его в корабельные мастера и жалование давать противу корабельного мастера Пангалоя по 50 рублей в месяц». Щедрее царь был на чины и в 1723 г, произвел Меншикова в капитаны 1 ранга.

Перед Персидским походом Петр возложил на Меншикова подготовку воднотранспортных средств, требующихся для переброски войск и провианта на театр боевых действий. Он тогда находился в Астрахани, откуда выезжал в Нижний Новгород, Казань и Вышний Волочек и отбирал там из строившихся «новоманерных» эверсов, барж-романовок суда, пригодные для сквозного плавания по Волге и Каспийскому морю, а также руководил их достройкой, Его стараниями в состав Каспийской флотилии было тогда включено более ста подобных судов. Сам Гаврила Меншиков вместе с Петром участвовал в Персидском походе, следуя с ним на борту одного из судов. В течение нескольких лет Меншиков был главным кораблестроителем в Астрахани и Казани, где вместе с Пальчиковым строил различные транспортные суда и плавсредства, в том числе тялки, бусы и другие.

Петр ценил Меншикова за его исключительное трудолюбие и порядочность. Меншиков был требовательным к подчиненным и строго взыскивал за нерадение к казенному имуществу с виновных. Вместе с тем он был заботливым начальником и настойчиво добивался повышения в чинах и званиях достойных учеников.

Уже после смерти Петра Меншиков построил впервые по собственному чертежу 54-пушечный корабль «Новая Надежда», который после 13-летнего пребывания в строю Балтийского флота он переоборудовал в госпитальное судно, прослужившее в новом качестве еще около десяти лет. В 1735 г. Гаврила Меншиков спустил на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе свой последний корабль — 66-пушечный «Ингерманланд», который оказался весьма долговечным, пробыв в строю почти два десятка лет.

Кроме постройки новых кораблей Меншикову поручали и их тимбирование (капитальный ремонт со сменой обшивки). Так, например, под его руководством было осуществлено тимбирование корабля «Леферм» и ряда других. Он же руководил ремонтом кораблей Балтийского флота. Неоднократно его назначали «к флоту» для выполнения функций, которые свойственны современным флагманским кораблестроителям.

В отличие от Скляева и некоторых других кораблестроителей, Гаврила Меншиков не тяготел к конструкторской деятельности и большую часть кораблей и других судов строил не по своим, а по типовым чертежам, созданным другими кораблестроителями. Его призванием было непосредственное строительство судов, и в этом он всегда проявлял себя трудолюбивым и старательным специалистом.

Высококвалифицированный кораблестроитель, Меншиков был также смекалистым и инициативным деятелем, Когда из Амстердама прибыл в разобранном виде заказанный Петром буер, царь собирал его сам, но совместно с Меншиковым, Меншиков по своей инициативе разработал чертеж и построил специальное судно — флейт для перевозки корабельных мачт и стеньг. Это было необычное, чрезвычайно длинное судно. По заданию Петра Меншиков также построил оригинальную шняву и галеру, которые имели очень малую осадку и могли быть использованы в десантных операциях и для плавания в шхерных районах.

К 65 годам Гаврила Меншиков как-то вдруг сразу одряхлел и в 1737 г. ушел в отставку. Однако и после увольнения он в течение нескольких лет продолжал свою деятельность в кораблестроении в качестве советника Экспедиции над верфями и строениями. Его часто приглашали как эксперта для дачи заключения по вопросам, связанным с технологией постройки кораблей и иных судов.

Скончался Гаврила Авдеевич Меншиков на 71-м году жизни, в 1742 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Охтинском кладбище, где в ту пору обычно хоронили кораблестроителей.

Корабли, построенные Г. А. Меньшиковым

  • Либе, яхта. строилась совместно с Ф. М. Скляевым
  • Курьер, фрегат, 12 пушек. Строился совместно с И. Скворцовым
  • Святой Духа, фрегат, 12 пушек. Строился совместно с И. Скворцовым
  • Пернов, линейный корабль, 1710, 50 пушек.
  • Нарва, линейный корабль, 1714, 66 пушек
  • Фаворитка, шнява, 1723, 20 пушек
  • Новая Надежда, линейный корабль, 1730, 54 пушки
  • Ингерманланд, линейный корабль, 1735, 66 пушек