Эйно Илмари Юутилайнен

финский военный лётчик, признанный самым результативным лётчиком-истребителем в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии — в 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета, два из которых — во время Советско-финской войны
Категория:
Биография

Биография

Родился в семье железнодорожника. Позднее семья переехала в Сортавала, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Прочитав книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена, Илмари тоже решил стать лётчиком. Летом 1932 был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолётов. В 1933 поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолёта.

В 1936 ему удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (фин. Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), возле города Лапуа.

1 мая 1937 года Юутилайтен в звании сержанта прибыл в «As5», располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Выборга. Первоначально летал на самолёте-разведчике, затем в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве лётчика-истребителя.

Советско-финская война (1939—1940)

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года, сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 года — звание старшины. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.

С 1947 года в отставке, работал частным пилотом.

Как и японский ас Сакаи, ни разу не потерял в бою своего ведомого.