Родился в селе Усиша, примерно в 1686 году (точная дата неизвестна) в семье пастуха Асхабла Магомеда. Умер в селе Усиша в 1757 году.
Дауд-Гаджи рос любознательным, одаренным мальчиком, стремящимся к учебе. Первые свои знания получил у местных арабистов, затем учился в Акушах, после чего пошел в ученики к Магомед-Мусе Куратлинскому. Учился в Куратлинском медресе с местными и приезжими ребятами. Среди остальных учеников он выделялся как серьёзный развитый, любознательный человек. Через определенные периоды обучения Куратлинский испытывал своих учеников на знание арабского языка, задавая при этом им вопросы разной сложности. И только Дауд умел ответить на все вопросы, тем самым удивляя Магомед-Мусу. Теперь Дауд был любимым учеником Куратлинского, вызывая зависть и недолюбие однокашников.
В дальнейшем Дауд стал превосходить своего учителя. Видя это, Магомед-Муса решил, что ему больше нечему научить любимого ученика. Однажды, подозвав к себе, он ему сказал: «Я дал тебе все знания, которые мог дать, и ты сам в большинстве вопросов разбираешься не хуже меня». Тогда Дауд попросил учителя помочь ему продолжить обучение. Магомед-Муса добился того, чтобы Дауда направили учиться в Исмен, а затем в Египет в университет Аль-Азгъар в городе Каире. Дауда, как одаренного алима, знающего не только арабскую (ислама), но и классическую арабскую литературу, математику, логику, астрономию, философию, право — попросили остаться преподавателем в каирском университете. Проработав некоторое время, он написал толкование к грамматике арабского языка, которое используют в арабских странах до настоящих времен (один экземпляр находится в музее Дагестана). Но старые родители Дауда остались далеко в Усишах и это постоянно терзало ему душу. Он попросил руководство университета разрешить эму вернуться домой, и его просьба была удовлетворена. Домой Дауд вернулся со званием Дауд-Эфенди Шиiхуль Ислама Дагестана. Некоторое время он обучал арабскому языку людей в селении Акуша. Но затем, по просьбаб односельчан, вернулся в Усиша. Сельчани построили ему дом рядом с Джума-мечетью и выбрала его Кадием своего села.
Дауд женился на девушке по имени Хамис. У них родился сын, затем дочь. Сына назвали Али, дочь- Патимат. Все это время Дауд не переставал работать над собой. Он начал писать, писал рукописи, писал по разным направлениям. Среди них логика, астраномия, география, математика, право. До сегодняшних дней сохранились только единицы из них. Сохранилась книга, изданная буйнакской типографией Мавриди о гражданском праве. Дауд пользовался большим авторитетом в ученом мире Дагестана. К нему приходили за советом по вопросам из любых отраслей. Одним из его учеников был Омар из Ахальчи.
Дауд Усишинский написал несколько грамматических трактатов арабского языка: Шорху-Шофия и другие, которые получили признание в Дагестане.
Для Дауда были характерны свободомыслие и рационалистический подход. Он является общепризнанным авторитетом для всего мусульманского мира,- пишет академик И. Ю. Крачковский. Дауд-Эфенди отстаивал равноправие мужчин и женщин, всех дагестанцев, независимо от социального положения и национальности. Отвергал учение Корана о мусульманской исключительности, пропагандировал идеи равноправия и дружбы между мусульманскими народами и народами других религий.
Когда Дауд узнал, что Надир-Шах хочет покорить Дагестан, он пошел к нему на переговоры с просьбой обойти его родное селение стороной. Его просьба была выполнена. Предание гласит, что Надир-Шах был поражен мудростью Дауда-Эфенди и одарил его меркой золота, которая в последующем была роздана бедным сельчанам.