Анатолий Маврикиевич Кригер

выдающийся советский автомобильный конструктор, доктор технических наук, четырежды лауреат Государственной премии СССР
Категория:
Дата рождения:
1910-06-06
Дата смерти:
1984-05-25
Биография

Биография

Родился 6 июня 1910 года в Краматорске.

В 1931 году окончил Московский автотракторный институт имени М. В. Ломоносова (ныне Московский государственный технический университет «МАМИ»).

С 1932 года работал на Горьковском автомобильном заводе конструктором, руководителем конструкторской группы, начальником КБ шасси и двигателей, заместителем главного конструктора.

В 1948—1954 — главный конструктор Кутаисского автомобильного завода (КАЗ).

В 1954—1982 — главный конструктор ЗИЛа.

При его участии созданы автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, ГАЗ-20, ГАЗ-51, ГАЗ-63, доведен двигатель ГАЗ-203.

Под его руководством спроектированы автомобили КАЗ-585, КАЗ-600АВ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-127, ЗИЛ-158, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-169, 3 семейства КамАЗ, двигатели ЗИЛ-130, ЗИЛ-138, ЗИЛ-645.

В возрасте 53 лет был утвержден заведующим кафедры «Автомобили и двигатели» Завода-ВТУЗа при ЗИЛе (ныне МГИУ).

В возрасте 63 лет Кригеру была присвоена ученая степень доктора технических наук.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.

Умер 25 мая 1984 года в Москве.

Высказывания о Кригере

Астров Н. А., советский инженер-конструктор бронетанковой техники:

Человек аналитического склада ума и редкой работоспособности, всю войну трудившийся по 14 часов в сутки, он отличался педантизмом. Кригер не пропускал ни единой цифры, фразы, запятой на чертежах, выпускавшихся КЭО, без личного контроля и около каждого проверенного знака, будь то сборочный чертеж, деталировка и даже спецификация, ставил птичку толстым синим карандашом.

Со свойственными ему четкостью и неизменной благожелательностью Анатолий Маврикиевич руководил работой конструкторов. Держался суховато, даже замкнуто, всегда подтянутый, тщательно, пусть и скромно одетый. Характерно, что, по крайней мере на моей памяти (а нам пришлось близко сотрудничать всю войну), он не имел приятелей, хотя был, в общем, человеком добрым, но вместе с тем и жестким, крайне обязательным и, как сказали бы теперь, некоммуникабельным. Многие даже недолюбливали его за строгость и требовательность.

Редкая емкость памяти делала Кригера живым энциклопедическим справочником, содержавшим неисчислимое множество сведений о конструкциях отечественных и зарубежных автомобилей и двигателей. Большой объём знаний позволял ему легко парировать высказывания малоопытных конструкторов, но, надо отдать ему должное, редко злоупотреблял эрудицией, предпочитая воздействовать логическими доводами. Метод его — частичное заимствование зарубежных решений, что порой сближало конструкторскую работу с ремесленничеством, отчего интерес к ней у думающих сотрудников падал. Но такой подход заметно ускорял разработку и вдобавок воспитывал умение анализировать технические решения, оценивать чужие идеи.

Конечно, такой метод страдал существенным недостатком: ведь узлы были от устаревших машин, и собственное конструкторское мышление не получало развития. Всем этим закладывалось отставание в техническом уровне изделий, тем более что освежать парк иностранных образцов удавалось нерегулярно.

— Астров Н. Кригер и Грачев // За рулём. - 1989. - № 12. - С. 6.

Зарубин А., ветеран ЗИЛа:

Когда он работал над очередной новой конструкцией, несгибаемо претворял в действительность свои идеи, заложенные еще в эскизный проект. Идеи передовые, подчас казавшиеся иным скептикам даже фантастическими. Но, будучи по образу мыслей сугубым реалистом, Кригер на самом деле никогда не пытался «достать журавля в небе». Свое мнение, свои замыслы, средства их реализации всегда весьма обстоятельно и веско аргументировал.

— А.Зарубин. Пятьдесят конструкторских лет // За рулём. - 1984. - № 12. - С. 5.