Разработал основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Им создано много самых различных разработок: от «ползолета» — боевой дозорно-разведывательной машины на воздушной подушке (1959—1963) до аппарата для исследований на поверхности спутника Марса — Фобоса. Составители книги «Outs tending People of the 20th Century», изданной международным биографическим центром (г. Кембридж, Англия), включили А. Л. Кемурджиана в число «выдающихся людей XX века». В 1997 — решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993.
Многие научные публикации Кемурджиана были изданы под псевдонимами Александров, Леонович или Углев.
В 1942 г. добровольцем ушел на фронт.
С 1943 г. до конца войны находился в действующей армии. Участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера.
В 1951 г. с отличием закончил транспортный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана и направлен на работу во ВНИИ-100.
1963—1973 гг. — организация и руководство работами по созданию самоходного автоматического шасси луноходов, малого марсохода, создание коллектива космической тематики во ВНИИтрансмаш и основ проектирования планетоходов как робототехнических транспортных машин космического назначения;
1973—1991 гг. — руководство работами ВНИИтрансмаш по космической тематике, развитие теории и практики проектирования планетоходов, формирование школы;
1991—2003 гг. — закрепление приоритетов отечественных разработчиков систем передвижения планетоходов и транспортных роботов, международное признание выдающегося вклада А. Л. Кемурджиана и его школы в новую отрасль космической техники.