Сигизмунд Александрович Леваневский

советский лётчик польского происхождения, четвёртый Герой Советского Союза
Категория:
На фото Сигизмунд Александрович Леваневский
Биография

Биография

Родился в польской семье в Санкт-Петербурге (его брат Юзеф Леваневский (J?zef Lewoniewski, 1899—1933) вернулся в Польшу и стал польским лётчикoм). Принял участие в Октябрьской революции на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.

В 1925 году окончил севастопольскую школу морской авиации и стал военным лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который там сделал неотложную операцию по излечению острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.

В августе 1935 года планировался перелёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но был прерван из-за неисправности. К этому перелёту была выпущена марка (см. Леваневский с надпечаткой).

В 1936 году он совершил перелёт из Москвы в Лос-Анджелес (США), преодолев 19 000 километров.

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.

Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Версии

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.

По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт уклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили могилу с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро, но ни могилы, ни самолёта на дне озера найти не удалось. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.

Память

Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле, улицы в Алма-Ата, Бресте, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Новосибирске, Москве, Казани, Екатеринбурге, Артёмовске, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепропетровске, Новомосковск (Днепропетровская область), Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакск, Шахунье и других городах, в Одессе — улица и переулок, в Перми - жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году. Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов.