Константин Константинович Васильченко

авиаконструктор, Герой Социалистического Труда
Категория:
Дата рождения:
1926-01-10
Дата смерти:
2010-07-15
На фото Константин Константинович Васильченко
Биография

Герой Социалистического Труда (2 февраля 1982), лауреат Ленинской премии (1962), доктор технических наук (1986), профессор.

Биография

Родился 10 января 1926 года в Москве.

В 1941—1943 годах жил в эвакуации в городе Кировград Свердловской области. В 1943 году окончил 10 классов школы, поступил в Московский авиационный институт.

Одновременно с учёбой в институте с марта 1947 года работал конструктором в отделе аэродинамики ОКБ А. И. Микояна. После окончания Московского авиационного института в 1949 году направлен на лётную станцию ОКБ, где работал: инженером-конструктором, начальником группы, инженером-расчётчиком, ведущим конструктором по расчётам, начальником лаборатории, заместителем начальника и начальником отдела лётных испытаний. Участвовал в проведении лётных испытаний реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, истребителя-перехватчика МиГ-25, истребителя-бомбардировщика МиГ-27 и их модификаций. Внёс большой вклад в методику проведения лётных испытаний, провёл большую работу, связанную с установлением мировых авиационных рекордов на самолётах ОКБ А. И. Микояна.

В 1970—1975 годах — заместитель главного конструктора ОКБ А. И. Микояна по лётным испытаниям. Осуществлял научно-техническое и методическое руководство при проведении испытаний самолётов. В 1975—1985 годах — главный конструктор сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Под его руководством были реализованы уникальные боевые возможности этого самолёта.

За большой вклад в разработку и испытания самолёта МиГ-31 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года Васильченко Константину Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1985—1995 годах — начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова в городе Жуковский Московской области. Под его руководством были проведены испытания атмосферного аналога космического корабля многоразового использования «Буран» — БТС-002, а также отработаны бортовые системы для его автоматического полёта и посадки на Землю. Внёс большой вклад в организацию и становление Международного авиационно-космического салона.

В 1995—2000 годах — первый заместитель начальника Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова.

Занимался активной преподавательской деятельностью. В 1985—1995 годах заведовал кафедрой лётных исследований, испытаний и сертификации факультета аэромеханики и летательной техники в Московском физико-техническом институте. С 1993 года — член Президиума Высшей аттестационной комиссии.

Жил в Москве. Умер 15 июля 2010 года. Похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковский Московской области.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (2.02.1982).
  • орден Ленина (2.02.1982).
  • орден Октябрьской Революции (11.10.1974).
  • орден Трудового Красного Знамени (26.04.1971).
  • орден Дружбы народов (29.12.1992).
  • два ордена «Знак Почёта» (12.07.1957, 22.07.1966).
  • медали.
  • Ленинская премия (1962; за создание самолёта МиГ-21).
  • Премия Правительства Российской Федерации (1999; за создание учебника «Лётные испытания самолётов»).

Сочинения

  • Лётные испытания самолётов. М., 1996 (в соавторстве).