Иван Васильевич Смирнов

русский лётчик-ас
Категория:
Дата рождения:
1895-02-12
Дата смерти:
1956-10-28
Биография

Биография

Родился 30 января 1895 года недалеко от Владимира в крестьянской семье. Когда началась Первая мировая война, Иван с двумя приятелями убежал из дома и поступил добровольцем в армию, где был зачислен в 96-й Омский полк.

На фронте он отличился и в возрасте 19 лет был награжден Георгиевским Крестом. При ранении в ногу у него была повреждена кость, ногу хотели ампутировать, но он отказался и был помещен в госпиталь, расположенный рядом с аэродромом.

После лечения он подал заявления о приеме на курсы авиаторов, был принят и, окончив их в 1915 году, был зачислен в 19-ю эскадрилью, в которой воевал под командованием другого знаменитого русского аса – штабс-капитана Александра Казакова.

За два года сбил 12 самолетов, сам не был сбит ни разу. Дослужился до поручика. В ноябре 1917 года был предупрежден своим механиком о запланированном убийстве офицеров и бежал в Англию, где стал майором британской армии.

Во время гражданской войны был деникинским военпредом во Франции.

С 1922 года работал в голландской авиакомпании KLM. В 1925 году женился на голландской актрисе Марго Линнет. В 1927 году стал гражданином Голландии.

В 1940 году, в связи с начавшейся войной, Смирнов переезжает в Батавию. После атаки на Перл-Харбор и начала войны на Тихом океане, Смирнов вступает в голландские военно-воздушные силы. В начале войны его главной задачей становится эвакуация гражданского населения в Австралию.

Активно летал до ухода на пенсию в 1949 году. Умер на испанском острове Майорка. Там он и был похоронен, но позднее (20.11.1959) его прах был перезахоронен в Хеемстеде (около 40км от Амстердама) рядом с могилой жены.

Алмазный "Дуглас"

2 марта 1942 года незадолго до захвата Батавии японцами, Смирнов вылетел в 1:15 ночи на транспортном DC-3 (бортовой номер PK-AFV KNILM "Pelikaan") с беженцами в Австралию. На подлёте к аэропорту Брум, около 10 утра по местному времени, его самолёт был атакован тремя японскими истребителями A6M2 "Зеро" из 3-го Кёкутай под командованием будущего аса Зендзиро Мияно. Истребители заметили "Дуглас" как раз в тот момент, когда ударная группа после штурмовки Брума возвращалась на Тимор.

Смирнов мастерски пилотировал "Pelikaan", уворачиваясь от атак, насколько это было возможно на транспортном самолёте, но несколько пассажиров и сам пилот были ранены, а самолёт подожжён.

Несмотря на это, Смирнов сумел долететь до берега и посадить повреждённый "Дуглас" на небольшой пляж, направив самолёт в сторону океана, так, чтобы пробег закончился в полосе прибоя. Его расчёты полностью оправдались и волны захлестнули пылающий двигатель. Пожар прекратился.

Спустя год после этого происшествия, другой пассажир, голландский пилот лейтенант Питер Эйдриен Крэмерус так описал происходившее в тот день репортёру одной из американских газет:

- В Бандунге мне приказали поступить в лётную школу в Австралии, куда я должен был отправиться следующим самолетом. Это был DC-3, капитаном которого был Иван «Турок» Смирнофф, урожденный русский, натурализованный голландский гражданин. После того как на рассвете мы добрались до Австралии, нас атаковали три японских истребителя, возвращающиеся после налёта на Брум. Смирнофф показал наверное наивысшее лётное мастерство во всём мире, когда спиралью уходил от японских атак и совершал аварийную посадку на берегу.

После этого японские истребители обстреляли спасшихся на земле, и ранили механика-стажёра.

Позже спасшихся обнаружили экипажи трёх японских четырехмоторных летающих лодок Каваниши H6K "Мэйвис", патрулируя побережье Австралии, и сбросили две шестидесятикилограммовые бомбы, но промахнулись. На обратном они с тем же успехом повторили атаку.

До прихода помощи, из ближайшей христианской мисии в Биглз Бэй, умерли трое раненных пассажиров и механик.

Но эта история так бы и осталась одной из множества авиакатастроф, если бы перед вылетом из аэропорта Андир в Бандунге, Смирнову начальник аэропорта Ханс Виссе не вручил завёрнутую в обёрточную бумагу и опечатаную во многих местах коробку размером с ящичек из-под сигар. Коробка предназначалась представителю Объединённого Австралийского банка, но была утеряна после аварийной посадки. Как оказалось, в ней находились алмазы на общую сумму триста тысяч фунтов стерлингов.

Часть алмазов была потом обнаружена у разных людей - у бродяги-моряка Джека Пэлмера, у китайского торговца, другие у аборигенов, несколько были обнаружены в спичечном коробке у пассажиров поезда, ещё несколько были найдены уже после войны в развилке дерева, а ещё сколько-то в камине дома в Бруме. Удалось вернуть всего двадцать камней на общую сумму приблизительно сорок семь тысяч фунтов стерлингов. Это означает, что алмазы, стоимостью ещё двести пятьдесят тысяч фунтов, до сих пор где-то ждут того, кто их обнаружит.

А маленькая бухточка, на пляж которой утром 2-го марта 1942 года совершил аварийную посадку "Дуглас", теперь носит название «Смирнофф Бэй».

Награды

  • Солдатский Георгиевский крест
  • Золотое Оружие
  • Орден Святой Анны 4-й и 3-й ст.
  • Орден Святого Георгия 4-й ст.
  • Орден Святого Станислава 3-й ст. с мечами.
  • Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами,
  • Орден Белого орла (Сербия),
  • Французский орден "Croix de Guerre"