Харьковское государственное авиационное производственное предприятие

предприятие авиационного машиностроения в городе Харькове
Категория:
На фото Харьковское государственное авиационное производственное предприятие
Биография

Самый крупный авиазавод Украины. До 1992 года занимал одно из ведущих мест в самолётостроеннии СССР. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты; в настоящий момент — пассажирские, транспортные и военно-транспортные Ан. История завода богата множеством авиационных достижений. С ним связаны судьбы многих главных и генеральных конструкторов — Константина Калинина, Петра Грушина, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Артёма Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого, Олега Антонова.

Названия и принадлежность

  • В 1980-ых назван Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО).
  • В начале 1930-х передан в ведение Главного управления авиапромышленности Наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
  • В конце 1960-х годов назван Харьковский авиационный завод, + имени Ленинского комсомола (1968).
  • ХАЗ строился по концессии немецкой фирмой «Юнкерс». В 1927 году СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн. рублей (350 тысяч червонцев) и взял заводы в своё управление.
  • В июле 1934 года получил название завод № 135. Так назывался до 1960-х.
  • Основан 17 сентября 1926 года на базе харьковских ремонтных авиамастерских (открытых в 1923), под названием Харьковский авиазавод имени Совнаркома Украинской ССР при обществе «Укрвоздухпуть» ВВС РККА. «Отец-основатель» и первый директор завода — авиаконструктор Константин Калинин.
  • В конце 1990-х назван Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП); в 2000-х годах находится в ведении министерства промышленной политики Украины.

Выпускавшиеся самолёты

Список неполон. Дополняйте, пожалуйста!

  • Разведчик, бомбардировщик ХАИ-5 И. Немана (Р-10) (1936—1940) — 355 шт.
  • Пассажирский Ан-148 (2002) — один или два опытных экз.
  • Стратегическая крылатая ракета (СКР) Х-55 «Радуга» (1980—1991?) — военная тайна.
  • Пассажирский Ан-74 Антонова (1983-?) — 80 шт.
    • Транспортно-конвертируемые Ан-74ТК-300 — несколько шт.
      • Ан-74ТК-300Д с VIP салоном — 1 экз. (строился с 2005 — сдан в 2009) для президента Ливии Каддафи.
    • Транспортные Ан-74Т-200 — ? шт.
      • Ан-74Т-200 — 1 шт.
      • Санитарные Ан-74ТК-200С — 2 шт. заказаны Ливией в 2003 г., в 2009 не достроены.
    • … Ан-74Д — ?
  • Летающий радар Ан-71 Антонова (198.?) — 1? шт.
  • Скоростной бомбардировщик Гр-2 Грушина (1940) — 1 экз.
  • Пассажирский Ан-140 (1999—2008) — единичные экземпляры.
  • Истребитель Су-1 Сухого (1940) — 1 или 2 экз.
  • Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (1928—1929) — выпущено несколько (сколько?) из заказа 44 шт.
  • Бесхвостка ХАИ-4 ХАИ «Осоавиахимовец Украины» (1934) — 1 шт.
  • Истребитель И-Z Григоровича (1934—1935) — 50 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-124 Туполева (1960—1968) — 166 шт.
  • Военный беспилотный летательный аппарат БПЛА-... «Коршун» (199.) — выпускались ли?
  • Семимоторный «аэробус» К-7 Калинина (1932/33) — 1 шт.
  • Пассажирский Як-8 Яковлева (1945-?) — единичные (сколько?) экз.
  • Истребитель Як-7 Яковлева (ноябрь 1943-?) — ? экз. (из готовых деталей).
  • легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского (1931) — 1 шт.
  • Тяжёлый двухмоторный истребитель Гр-1 П. Грушина (1940) — 2 экз.
  • 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (1929—1934) — 258 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-134 Туполева (1963—1985?) — 972 шт.
  • Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (1932/33) — выпущен опытный первый экз.
  • Реактивный пассажирский Ту-104 Туполева (1955—1959) — 45 шт.
  • Ближний бомбардировщик Су-3 Сухого (1940) — 1? экз.
  • Первым выпущенным самолётом был пассажирский К-2 (самолёт) Калинина (1927) — 1 экземпляр.
  • Истребитель-бомбардировщик Як-9Б Яковлева (194.?) — ? экз.
  • Санитарный К-3 (самолёт) Калинина (1927) — 1 шт.
  • Учебный Як-18 Яковлева (1946—1949) — 408 шт.
  • Истребитель Як-9 Яковлева (конец 1943-?) — ? экз.
  • Транспортные Ан-72 Антонова (1985-?) — ? шт.
    • Штабные Ан-72С Антонова (199.?) — ? шт.
    • Патрульные Ан-72П Антонова (199.) — несколько? шт.
  • Бомбардировщик Су-2 Туполева и Сухого (1939-январь 1942, Пермь) — 785 шт.
  • Военный беспилотный летательный аппарат БПЛА-141 «Стриж» (1977—1991/92) — военная тайна.
  • Спарка МиГ-15УТИ Микояна и Григорьева (1950—1954) — 511 шт.
  • Истребитель ИП-1 Григоровича (1936—1937) — 90 шт.

Также заводом выпускались детали, узлы, фюзеляжи и крылья самолётов: Як-1, Як-3 (крылья), Як-7, Як-9, Ла-5, Ил-2, Ан-148.

Сотрудничество с КБ Антонова

В течение последних двадцати лет Харьковский авиазавод успешно сотрудничает с известным АНТК им. О. К. Антонова. Следом за серийным выпуском транспортных самолётов Ан-72 и Ан-72П было освоено производство самолёта Ан-74. В настоящее время создано и изготавливается семейство многоцелевых самолётов Ан-74: лёгкий транспортный самолёт Ан-74Т, грузопассажирский самолёт Ан-74ТК, административный самолёт Ан-74П-100, Ан-74ТК-200 и принципиально новая модификация Ан-74ТК-300. Самолёты этого семейства работают в условиях Арктики и Антарктиды, осуществляют полёты в труднодоступные высокогорные районы Южной Америки, обеспечивают транспортирование грузов и пассажиров в пустыне Сахара.

В конце 1990-х годов Харьковский авиазавод начал серийное производство регионального 52-местного пассажирского самолёта Ан-140. Он предназначен для пассажирских и грузовых перевозок и заменит в ближайшее время на авиалиниях самолёты Ан-24 и Ан-26.

Реклама

С 1964 года по настоящее время предприятие поставляло самолёты на экспорт в 29 стран мира. ХГАПП сегодня — объединение нескольких заводов, обеспечивающее полный цикл работ по серийному производству, маркетингу и техническому обслуживанию в процессе эксплуатации региональных российско-украинских самолётов нового поколения. Качество и надёжность выпускаемых изделий гарантированы высоким конструкторско-технологическим потенциалом, наличием исследовательских и испытательных лабораторий и системой контроля качества, сертифицированной по стандарту ISO 9002. ХГАПП — высокотехнологичное предприятие, располагающее большими производственными мощностями и — ранее — квалифицированными кадрами.

Награды

  • Ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
  • В годы независимости Украины награждён премиями: «Золотой Меркурий», «Международной золотой звездой», призом «За лучшую торговую марку».

Финансовое состояние и растрата

По данным АУБ (Ассоциации украинских банков), задолженность ХГАПП перед банками в 2008 году составляла 840 млн гривен. Ежемесячно с завода увольнялось до 50 человек. Причинами увольнений являлись невыплата зарплаты, непродуманная реструктуризация предприятия и хищение государственных средств (в суде доказана растрата 48 миллионов гривен).

13 декабря 2010 года бывший директор предприятия Павел Науменко был приговорён Киевским районным судом города Харькова за растрату 48 миллионов гривен (9,5 миллиона долларов по курсу 2006 года) к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Выпуск продукции

Объем реализации продукции ХГАПП в 2008 г. составил 104 миллионов грн., в том числе экспорт — 91 млн грн. Экспортировались в основном агрегаты самолета Ан-140-100 для компании HESA (Иран).

Исторические факты

  • В настоящий момент аэродром завода называется Харьков-Северный. До ликвидации аэродрома ХАИ в 1970-х годах именно он назывался Харьков-Северный; аэродром же ХАЗа с момента постройки в 1923 году назывался Харьков-Сокольники (во время немецкой оккупации 1941-43 Харьков-Центральный).
  • Первый в мире аэробус, семимоторный самолёт-гигант К-7 был создан на ХАЗе в КБ Калинина в 1933 году. Его называли «воздушный Госпром».
  • За время с 2005 по середину 2009 года Харьковский авиазавод, несмотря на имевшиеся заказы (в частности, ливийские) сдал один самолёт — Ан-74-300 для Муамара Каддафи в мае 2009 года. Для сравнения, в 1980-х годах за тот же срок (4 с половиной года) было выпущено более 320-ти (трёхсот двадцати) Ту-134 .

Источники

  • Иванов И. Харьковский авиационный: 82 года борьбы // Наука и техника : журн. — Харьков: Наука и Техника, 2008. — № 9 (28). — С. 36—44.
  • Булат В. Мы будем строить самолеты! // Харьковские известия : газета. — Харьков: Харьковский городской совет, 2009. — № 64 (2033). — С. 1-2.
  • Звоницкий Э.М. V, VII главы // Защитник Отечества. 60 лет Великой Победы. 1945-2005. — Харьков: Наш городок, 2005. — 284 с. — не указаны экз. — ISBN 5-88590-272-2