Флёров Константин Константинович

советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор
Категория:
Дата рождения:
1904-02-04
Дата смерти:
1980-07-26
На фото Флёров Константин Константинович
Биография

Работа

1938—1973 — работа в Палеонтологическом институте АН СССР

  • 1945—1946 И. О. заведующего отделом
  • 1945—1972 заведующий музеем

Параллельно работал в Дарвиновском музее (1937—1946).

1973—1980 — работа в Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова (ИЭМЭЖ) АН СССР.

Специалист по позвоночным, в основном по ископаемым и современным млекопитающим.

Биография

С раннего детства увлёкся рисованием животных в зоопарке.

В 1913 году, в возрасте 9 лет познакомился с художником Ватагиным В. А. (в будущем — действительным членом Академии художеств СССР). Ватагин обратил внимание на художественные способности Константина Флёрова и привел его в студию анималистического рисунка, в которой преподавал Степанов А. С. (выпускник Российской Академии художеств, один из первых анималистов России).

В студии Степанова Константин Флёров получил профессиональные знания академической школы живописи.

Три составляющих: отсутствие интереса к течениям в живописи предреволюционного и послереволюционного периодов; отсутствие специального анималистического курса в высших учебных художественных институтах; большой интерес к зоологии — определили выбор профессии К. К. Флёровым. Он поступает на биологическое отделение Московского университета (тогда естественное отделение физико-математического факультета МГУ). В то же время Флёров не прекращает занятий рисунком и живописью.

В 1925 году Флёров успешно завершает обучение.

По окончании университета в течение 30 лет работает в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвует во многих поездках и научных экспедициях.

В 1935 году Флёрову без защиты была присвоена степень кандидата биологических наук.

В 1938 году академик В. А. Ватагин приглашает К. К. Флёрова для совместной работы в Дарвиновском музее в Москве. Флёров принимает приглашение и работает в музее до 1946 года.

Здесь, на базе интереснейших биологических коллекций, было решено исполнить серию живописных и скульптурных работ, воссоздающих основные этапы эволюции животного мира Земли. Сочетание двух составляющих Флёрова, профессионала зоолога и профессионала художника — позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.

В 1946 году Флёров защитил докторскую диссертацию.

Созданные Флёровым реконструкции вымерших животных и защита докторской диссертации привлекли к нему внимание палеонтологов. В 1946 году ему было предложено занять место директора Палеонтологического музея. Флёров принял предложение и в дальнейшем 26 лет, вплоть до 1972 года занимал этот пост.

Будучи по образованию зоологом, изучавшим современную фауну, Флёров и в палеонтологии сосредоточил свое внимание на последнем геологическом этапе истории Земли, времени формирования современных млекопитающих.

Научные изыскания ученого параллельно сопровождались художественным их воплощением в сериях живописных работ. Эти работы воссоздают мир целой эпохи — четвертичного периода.

Одновременно Константин Константинович выполняет целый ряд графических работ: иллюстрирует палеонтологический раздел Детской энциклопедии, Атлас охотничьих и промысловых зверей, книги академика В. А. Обручева и Ю. А. Орлова, ученого и писателя-фантаста И. А. Ефремова.

В 1971 году в Париже на конгрессе учёных, изучающих четвертичный период состоялась выставка живописных произведений Флёрова. Она имела большой успех у зрителей.

Там же были показаны работы ученого-антрополога М. М. Герасимова.

Общение двух учёных, палеонтолога-живописца и антрополога-скульптора было результативным. Впоследствии Флёровым была создана серия живописных полотен на тему «Древний человек».

Позже, с 1973 года, Константин Флёров трудится в Институте Эволюционной морфологии и Экологии животных им. А. Н. Северцова (ИЭМЭЖ) АН СССР.

Творческое наследие

Художественные работы Флёрова находятся в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, Дарвиновском музее, Палеонтологическом музее имени академика Ю. А. Орлова, в Народном музее Монголии и в Институте четвертичной палеонтологии в Германии.

Ряд работ художник подарил зарубежным коллегам и сотрудникам Палеонтологического института АН СССР, в наши дни они находятся в частных коллекциях.

Множество работ художника широко цитировались и репродуцировались на протяжении всей второй половины 20го века в специальной, научно-популярной и учебной литературе, филателии, оформлении наглядных пособий и музейных экспозиций.

Научная деятельность

На счету ученого 110 публикаций, в том числе 6 монографий.

Основные:

  • «Звери Таджикистана, их жизнь и значение для человека» (в соавт., 1935, М.-Л. Труды Таджикской базы АН СССР, Т.1).
  • «Кабарги и олени» (1952, М.-Л.: Изд-во АН СССР).
  • «История фауны млекопитающих в четвертичном периоде» (в соавт., 1955, M.: издание МГУ).
  • «Диноцераты Монголии» (1957, Тр. ПИН, Т.67).
  • «Зоогеография палеогена Азии» (в соавт., 1974, Тр. ПИН, Т.146).
  • «Зубр. Морфология, систематика, эволюция, экология» (в соавт., 1979, M.: Наука).