Авраам бен-Хия (Савасорда)

еврейский математик и астроном, живший в Барселоне
Категория:
На фото Авраам бен-Хия (Савасорда)
Биография

Творчество

Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на иврите, которой пользовались в дальнейшем еврейские философы Средневековья, такие как Авраам Ибн Эзра и Маймонид. В частности, явился первым автором, описавшим систему Птолемея на иврите. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» (???? ?????? ????? ??????) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» (???? ?????? ???????? («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение объёмов и площадей»)) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» (???? ????) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» (????? ?????? ???????).

Книга «Размышления о душе» (????? ????) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.

Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея, «Сферика» Феодосия, трактат «О движении звёзд» ал-Баттани.

В книге «Свиток открывающего» (????? ?????) содержатся философские размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила, а также астрологии. Мессия ожидался в 1358 году, в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как Леви Бен Гершом.

Математика

Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида . Оказал влияние на Фибоначчи. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием и даже становились основными учебниками, особенно «лат. Liber embadorum» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»).

В трактате Авраама бен-Хия встречается новое доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как . Сейчас это непосредственно вытекает из формул . Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами. Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда.

Авраам внёс также вклад в теорию музыки.

Философия

Философия Авраама бен-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора, из которой философы будто бы и черпали свои знания.

Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. .

Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации, неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти.

Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида.