Антон Хафнер «Тони»

немецкий лётчик-ас, Второй мировой войны, в течение которой он совершил 795 боевых вылетов, одержав 204 победы в воздухе, из них 184 на Восточном фронте, в том числе 55 штурмовиков Ил-2, а также 1 над бомбардировщиком B-17
Категория:
Биография

Биография

После прохождения боевой подготовки в 1940 году направлен в резервную эскадрилью 51-й эскадры (Erg?nzungstaffel JG 51). 23 января 1941 года ефрейтор Хафнер был переведен в 6./JG51. 29 марта он совершил вынужденную посадку у Мардьяка. Сам Хафнер был ранен, а его Мессершмитт Bf 109 E-4 (W.Nr. 3766) был на 80 % поврежден.

Восточный фронт

Первую свою воздушную победу летчик одержал в начале операции «Барбаросса» — 24 июня 1941 года. Вскоре к ней добавилось еще несколько, а к концу года на его счету значилось 14 советских самолетов. В 1942 году он систематически пополнял список своих побед. 25-я победа была достигнута 21 марта 1942 года. 5 июля в 4-х боях он одержал 7 побед, доведя свой счет до 41-й победы.

23 июля 1942 года фельдфебель Хафнер одержал свою 50-ю победу, а 22 августа одержал свою 60-ю победу, за что на следующий день, 23 августа 1942 года был награжден Рыцарским крестом железного креста. Одержав еще 2 победы Хафнер получил длительный отпуск.

Северная Африка

На фронт он вернулся только в ноябре 1942 года. К этому моменту II./JG51 была переброшена в Тунис. Хафнер, летая уже в составе 4./JG51 16 ноября одержал свою 63-ю победу, над Спитфайром RAF.

28 ноября на счету аса был его единственный 4-х моторный бомбардировщик B-17, который правда был записан на его счет как британский Стирлинг и который он сбил западнее Бизерты.

18 декабря Хафнер отправился на очередное задание по перехвату вражеских бомбардировщиков, которые прикрывали 2-х моторные истребители P-38. В ходе последующей собачьей схватки Хафнеру удалось поджечь левый двигатель одного из «Лайтнингов», пилот которого выпрыгнул с парашютом. Им оказался лейтенант Норман Видэн, с которым Хафнер решил встретиться. Перед тем, как отправиться в лагерь военнопленных, Видэн вручил Хафнеру свой летный жетон и личный талисман, охранявший его от смерти, а сами пилоты пообещали встретиться после войны. Хафнер переслал вещи Видэна своему брату Альфонсу в Германию, подчеркнув, что если он погибнет, брат должен найти американца, чтобы вернуть ему эти вещи, а также одну из медалей и масляный портрет Антона Хафнера. Уже в 1960-х годах Альфонс Хафнер исполнил желание брата. С помощью американского правительства он нашел майора Нормана Видэна и передал ему необыкновенное наследство.

2 января 1942 года II./JG51 вступила в бой с группой Харрикейнов и Спитфайров. Антон Хафнер, на счету которого к тому моменту было 82 победы вступил в бой, в котором его Мессершмитт Bf 109 G-2 (W.Nr. 13 985) был поврежден. Скорее всего это сделал английский ас Robert Oxspring (13.333/2/13 побед, DFS) из 72 эскадрильи RAF. Хафнер был вынужден выпрыгнуть с парашютом из самолета, но при прыжке ударился об киль своего самолета и получил перелом руки. В результате он провел 6 месяцев в немецком госпитале.

Снова на Восточном фронте

В августе 1943 года Хафнер вернулся в эскадру и начал летать в штабной эскадрильи эскадры. Эта часть к тому моменту была вооружена истребителями Focke-Wulf 190A.

15 октября Хафнер сбил три советских самолета, одержав свои 98-100 победы. 20 октября он сбил 5 советских самолетов (102—106 победы) 28 октября еще 5 (107—111 победы. 22 февраля 1944 года 7 самолетов (126—132 победы), 27 марта одержал свою 134 победу и после нее, 11 апреля 1944 года лейтенант Хафнер был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr 452)

В скором времени он стал одним из самых результативных летчиков-истребителей JG51, а потом и самым результативным. Эту позицию он не уступил до конца войны.

15 мая 1944 года Хафнер назначен командиром 8./JG51 вместо гауптмана Фрица Штенделя (49 побед), пересев снова на Bf 109G-6. Эскадрилья вела горячие бои в Восточной Пруссии. Противниками ее были летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман». 24 июня он снова одерживает 5 побед (140—144). 28 июня он одержал свою 150-ю победу, но два дня спустя, перелетая линию фронта в двигатель его мессершмитта попали. после аварийной посадки он смог вернуться в часть и вскоре вновь приступил к полетам.

8 августа за день Хафнеру удалось сбить 7 Ил-2 (162—168). А 15 августа его 8./JG51 была переименована в 10./JG51.

16 октября 1944 года Хафнер объявил о четырех сбитых самолетах и перешагнул границу двухсот побед (198—202).

17 октября 1944 года стал его последним днем. Во время боя на низких высотах с «Яками» ас одержал свою очередную, 204 победу, сбив Як-7, но самолет обер-лейтенанта Хафнера Bf 109G-6 (W.Nr. 442 013) «Черная-1» зацепился за дерево и разлетелся на куски, похоронив в своих обломках немецкого аса. Произошло это в районе Швайцерфельде (Schweizerfelde).