Александр Гурко - о развитии системы ГЛОНАСС

 

Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС – необычный проект. С одной стороны, все о нем слышали и в общих чертах знакомы, с другой – мало какое российское хайтек-начинание собрало вокруг себя такое количество слухов, заблуждений и даже анекдотов.

Президент некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Гурко Александр Олегович ответил на несколько вопросов о развитии системы.

— Скажите, зачем нужен ГЛОНАСС, если весь мир давно пользуется GPS?

— Действительно, с помощью сигналов и ГЛОНАСС, и GPS пользователь решает одну и ту же задачу – определяет точку на карте, где он находится. В любой момент времени, в любой точке мира. Тут у американской и российской систем паритет. И мотивации у потребителя просто поменять одну систему на другую нет.
Ситуация меняется, если используется оборудование (смартфон, телефон, другие гаджеты), которое принимает и обрабатывает сигналы от двух систем. В этом случае пользователь получает значительный выигрыш. И в скорости определения координат (уменьшается "время старта"). И в надежности: для "стандартных" городских условий она возрастает с 60-70% (дает одна система) до абсолютного значения – практически 100% (дают две системы). Улучшается и точность, но не напрямую, а за счет "геометрического фактора" — из удвоенного числа навигационных спутников (ГЛОНАСС и GPS) легче выбрать "созвездие" из 4, которое обеспечит меньшие ошибки. Именно по этим причинам двух-системное оборудование ГЛОНАСС/GPS с 2011 года стало мировым потребительским стандартом.
Но реальная жизнь — это не только потребительские услуги. Сегодня на спутниковой навигации и сопутствующих сервисах, например, временной синхронизации, построена наша жизнь – движение поездов и самолетов, работа сетей сотовой связи и электросетей.
При этом у оператора навигационной системы – а для GPS это был и остается Пентагон — есть возможность для определенной территории или отключить гражданский сигнал, или его искусственно загробить. Такую функцию поддерживают новые поколения спутников GPS.
Речь даже не идет о военном конфликте, можно использовать саму угрозу отключения "навигационного рубильника" для достижения политических или экономических целей. Поэтому от технологической зависимости в узкой области спутниковой навигации всего один шаг до зависимости экономической, политической и военной.
Критически важная инфраструктура, которой пользуется весь мир, и на которой основана значительная часть национальной экономики, не должна зависеть от одной страны или, если усилить тезис, от другой страны. Не случайно, все, кто в состоянии технологически и финансово создать собственные системы спутниковой навигации, а это Евросоюз и Китай, сегодня это делают.

На фото: Зам. председателя правительства РФ - Рогозин Д.О., президент НП ГЛОНАСС - Гурко А.О., помощник Президента РФ - Левитин И.Е., Зам. Министра транспорта РФ - Цыденов А.С.

 

— Россия неоднократно заявляла, что ГЛОНАСС – единственная альтернатива GPS. Насколько это соответствует действительности?

— Сегодня это правда. Но уже через три-четыре года ситуация изменится. Китайская система BeiDou сейчас работает как региональная система (т.е. дополняющая глобальные системы ГЛОНАСС и GPS) в пределах азиатско-тихоокеанского региона. Евросоюз приступил к развертыванию своей системы Galileo. Если не случится какого-то форс-мажора, то через несколько лет обе эти системы будут развернуты до глобального уровня.
Но есть проблема тех, кто идет первыми. GPS и ГЛОНАСС создавались в 70-е годы и не учитывают все современные технологии. Galileo и особенно BeiDou проектировались десятилетиями позже, что позволило реализовать более современные и технически более продвинутые решения. Например, в китайской системе предусмотрена дополнительная функция передачи данных.
Системы и GPS, и ГЛОНАСС также модернизируются, но этот процесс дороже и дольше, поскольку необходимо постепенно замещать работающие на орбите спутники их новыми моделями.

— Некоторое время назад иранцы обманули GPS и приземлили у себя американский дрон. Реально заглушить сигналы таких систем?

— Сигналы и GPS, и ГЛОНАСС можно заглушить локально. Причем, для этого вовсе не нужен доступ к системе управления самими спутниками – достаточно мощного источника радиопомех. Есть и имитаторы сигнала, которые создают у близко расположенных к ним навигационных приемников "видимость" нужных координат. Двухсистемный приемник ГЛОНАСС/GPS также можно и заглушить, и обмануть, но сделать это технически значительно сложнее и дороже.

— Действительно ли, что в спутниках ГЛОНАСС используется исключительно российская электроника?

— К сожалению, это не так. Производство собственной специальной электроники экономически очень невыгодно — гигантские капиталовложения невозможно окупить на малых сериях, а микроэлектроника категории Space – это всегда штучная продукция. Поэтому электронную начинку спутников приходится покупать за границей, что само по себе непростая задача.